Сотрудники учебного центра: формируем штат
Для составления списка сотрудников принято опираться на бизнес-процессы организации.
Разделим бизнес-процессы учебного центра глобально по направлениям:
- организационное управление;
- финансовое управление и учет;
- продажи;
- обучение;
- документооборот.
На первых порах, сразу после открытия и получения лицензии, учебный центр может функционировать с минимальным количеством сотрудников, исходя из указанных выше направлений.
Штат будет включать:
- генерального директора;
- бухгалтера;
- менеджера по продажам;
- преподавателя;
- документоведа.
В зависимости от функциональных особенностей, штат можно сократить до трёх человек. Так, бухгалтер может дополнительно взять на себя ведение документации.
Должность преподавателя обязательна, если у вас предусмотрена обратная связь между обучающимся и учебным центром в процессе обучения.
Если процесс обучения полностью автоматизирован, то в преподавателе необходимости нет.
Вариант увеличения штата
В процессе работы у вас может увеличиться количество предлагаемых продуктов и услуг. Соответственно, встанет вопрос о расширении штата.
Вам, скорее всего, понадобятся следующие специалисты:
- методист;
- делопроизводитель;
- документовед;
- юрист (он может выступать так же как руководитель учебно-методического отдела при наличии двух и более методистов);
- руководитель отдела продаж — должен появиться в структуре учебного центра, когда продажами занимаются три и больше менеджеров по продажам.
Функциональные обязанности сотрудников учебного центра
Кратко рассмотрим функционал сотрудников.
Генеральный директор (директор; руководитель учебного центра, если учебный центр — это структурная единица в организации):
- стратегическое планирование (в каком направлении развиваться);
- вопросы с лицензией;
- проверки надзорных органов;
- прием на работу сотрудников;
- контроль деятельности отделов;
- решение сложных вопросов.
Бухгалтер:
- первичная документация от поставщиков;
- работа с расчетным счетом (оплата счетов, выгрузка поступивших оплат);
- акты сверки с контрагентами;
- ведение бухучета;
- отчетность в надзорные органы (налоговая, пенсионный фонд, фонд социального страхования);
- расчет и выдача заработной платы;
- работа с кассой (при её наличии);
- кадровое делопроизводство (оформление на работу, приказы, трудовые книжки).
Юрист:
- составление шаблонов договоров (с последующими внесениями изменений по мере необходимости);
- составление локальных нормативных актов (с последующими внесениями изменений по мере необходимости);
- разработка шаблонов документов (приказы, протоколы, итоговые документы);
- участие в закупках;
- консультирование сотрудников учебного центра по ситуациям с клиентами;
- изучение законодательства в сфере образования;
- консультирование сотрудников учебного центра по нормативным актам (новым, измененным или отмененным);
- контроль работы учебно-методического отдела.
Руководитель отдела продаж (РОП):
- оперативное (ежедневное) управлением отделом продаж;
- определение действий для выполнения плана продаж;
- поиск сотрудников в отдел продаж, первичный отбор;
- подача предложений руководству по расширению спектра услуг (запросы от клиентов на разработку курсов);
- изучение конкурентов.
Должность РОПа можно вводить уже на том моменте, когда директор понимает, что из-за контроля работы менеджеров у него начинают «провисать» основные обязанности руководителя.
Менеджер по продажам:
- обработка входящих заявок;
- консультирование клиентов по услугам учебного центра;
- поиск клиентов (обзвон);
- заключение сделки;
- сопровождение клиента (коммуникация в процессе обучения, документооборот с клиентом);
- решение вопросов по оплате, отправке и получению документов.
Специалист учебно-методического отдела (делопроизводитель):
- добавление заявки в СДО;
- подготовка документов для оплаты (договор, счет, акт);
- отправка доступов слушателям;
- подготовка итоговых документов по результатам обучения;
- ведение реестров выданных документов.
Специалист учебно-методического отдела (документовед):
- отправка итоговых документов почтой;
- получение корреспонденции в адрес учебного центра;
- подготовка приказов по обучению, протоколов;
- подготовка документов по практической подготовке (приказы, договоры, отчеты).
Методист:
- написание и обновление курсов;
- подготовка и актуализация образовательных программ;
- консультирование сотрудников учебного центра по курсам.
Преподаватель:
- консультирование слушателей по процессу обучения;
- проверка итогового тестирования;
- проверка практических заданий;
- предложения по улучшению курсов;
- взаимодействие с методистом по разработке/актуализации курсов, тестов, практических заданий.
Схема «Структура учебного центра»